Терминология

Здесь Вы найдете пояснения основных терминов, которые используются в спортивных бальных танцах!

А класс - танцевальный класс

Алемана(в латине) – движение, при котором партнер левой рукой ведет партнершу, партнерша выполняет поворот вокруг себя по часовой стрелке. Алемана похожа на поворот партнерши под рукой, но имеет свои отличия. Есть несколько фигур Алемана разного уровня сложности, отличаются они выходом из фигуры. Термин Алемана вероятно произошла от названия народа Алеманы (или Алеманцы), живущего на территории современной Германии, то есть термин Алемана можно перевести как фигура, созданная в Германии.  Впрочем Алемана это знаменитая латиноамериканская фамилия и возможно эта фигура была названа в честь одного из представителей этой фамилии, также очень давно существовал европейский танец Алемана.

Баунс (пружинка)(в Самбе) - движение, существующее почти во всех фигурах Самбы, при котором каблуки отрывают от пола, слегка сгибают колени, сжимают живот и центр корпуса и покачивают тазом (бедрами) вперед - назад и вверх. Выполняется между шагами на счет "и".

Балетмейстер - автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев

БТ – бальные танцы

Блэкпул – наиболее престижный фестиваль бальных танцев в мире, проходит в одноименном городе в Англии.

Ботафого - 1) движение в Самбе или Джайве. 2) фигуры в Самбе (для всех этих фигур характерен небольшой баунс и ритм:1-а-2-1-а-2...). Виды ботафого: влево и вправо, вперед и назад. Ботафого влево и вправо отличается с какой ноги мы шагает первый шаг, если с ЛН это ботафого вправо, с ПН - ботафого влево. Ботафого вперед и назад отличаются первым шагом, если шагаем вперед это ботафого вперед, назад - ботафого назад.

БФ - быстрый фокстрот (квикстеп)

БФТС - Белорусская Федерация танцевального спорта

ВВ   - венский вальс                                          

ВЗ - возрастная категория “взрослые”

Веер (в латине) –  движение при котором партнеры двигаются друг от друга под прямым углом, заканчивается движение в позиции веера.

Веерная Позиция  (ВП) (в латине) –  Партнерша находится почти на расстоянии вытянутой руки с левой стороны от мужчины, корпуса под прямым углом. В левой руке партнера правая рука дамы.               

Ведущее плечо – по учебнику Мура, правильнее говорить о ведущей стороне корпуса. Термином “ведущее плечо” определяется ситуация, когда вместе с двигающейся вперед или назад ногой двигается одноименная сторона корпуса. Действие противоположное ПДК.

Взрослые(ВЗ) - возрастная категория, танцор должен быть от 19 лет и старше.

Виски влево и вправо(в латине) – виском называется движение, когда делается резкий шаг в сторону одной ногой, а потом другая нога резко закрещивается за первой (для автоматического закрещивания используется подъем после исполнения баунса). Виск переводится как быстрое, мгновенное движение.

Внешняя сторона поворота - означает, что поворот начинается с шага вперед и распределяется между первыми тремя шагами. На шаге 2 - будет исполняться небольшой "свивл" на стопе (цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Внутренняя сторона поворота  Означает, что поворот начинается с шага назад и весь поворот исполняется между шагом назад и следующим шагом. На шаге 2 - нет "свивла" на стопе. На внутренней стороне поворота стопы часто поворачиваются больше чем корпус, термин - "корпус поворачивается меньше".(цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Возрастная категория – это категория, в которой танцевальная пара должна выступать в течение всего календарного года, определяется по году рождения старшего спортсмена в паре (исключение составляет категория сеньоры, в ней оба спортсмена должны быть в возрастной категории сеньоры). Также в большинстве регионов существует полуофициальная категория хобби – класс, в которой можно выступать в любом возрасте любителям, начавшим заниматься взрослыми. Возрастная категория ограничивает максимальный класс спортсмена, за исключением Взрослых и Сеньоров (Дети I не выше D, Дети II – не выше С, Юниоры I – B, Юниоры II – А, Молодежь – S). Как правило, соревнование спортсменов из разных возрастных категорий не допускается.

Волчок – движение, при котором партнеры движутся по кругу вокруг общего центра масс.

Вольта  (в латине) – действие при котором одна нога закрещивается перед другой при движении танцора боком. Как правило, делается несколько вольт подряд, может делаться по дуге. Термин вольта пришел из итальянского,  от voltare - "поворачивать", в русском языке похожий термин используется в конном спорте "вольтировать" или "вольжировать".

Гуапача (Уапача) ритм - (в Ча-Ча-Ча) в этом ритме шаг, исполняемый на второй удар такта, задерживается на 1/2 удара.

Дети I (Д-1) – возрастная категория, танцор должен быть от 9 лет и моложе. См возрастная категория.

Дети II (Д-2) – возрастная категория, танцор должен быть от 10 до 11 лет . См возрастная категория.

Дрэг  – (встречается в названиях фигур стандарта) переводится как тяжелое движение, тянуть, тащить, волочить что - либо.

ДС – диагонально к стене. Направление, которое получается при повороте на 45 градусов вправо из направления по линии танца.

ДЦ - диагонально к центру. Направление, которое получается при повороте на 45 градусов влево из направления по линии танца.

Замок (Замок кистей) (в латине) – положение рук партнеров, может быть левая рука партнера к правой партнерши, левая к левой, правая к левой, две руки, две руки накрест и т.д. Термин без замка – партнеры не соприкасаются руками. Также замок это то, как партнер держит руку партнерши. 

Закрытая Позиция (ЗП) (в латине) - 1) Партнеры на расстоянии 15 см друг от друга (В Пасодобле партнеры в  контакте от бедер до груди),  партнерша чуть смещена вправо.   Правая рука партнера располагается на лопатке партнерши, левая в замке с правой партнерши. 2) (в стандарте)  - самая обычная позиция в стандарте партнеры друг напротив друга, партнерша слегка слева.           

Закрытые роки - см. Роки

Закрытый поворот - Поворот, где стопа приставляется на третьем шаге с переносом веса. (цитата из методической работы СилантьеваС.А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Каблучный пивот – поворот танцора на каблуках (в момент каблучного пивота танцор вращается только на каблуках, не касаясь другой частью ступни пола). Техника исполнения каблучного пивота на двух ногах: как правило, одна нога должна быть на пол ступни дальше другой, а после поворота каблуки (и ступни) встанут вместе.  

Кордебалет - ансамбль танцовщиц и танцовщиков. Термин балета

Кик  - движение похожее на удар по мячу или попытку пнуть что-либо.

Классика - сокращение от классического балета. 

Клюшка, хоккейная клюшка(в латине) – действие, при котором  партнерша поворачивается спиной к партнеру и они вместе двигаются вперед, как правило, выполняя одинаковые движения. Название хоккейная клюшка это действие получило, так как партнерша и соединенные руки сверху очень похожи на хоккейную клюшку, которую ведет хоккеист (партнер).    

Компрессия – см. сжатие

Контракция (Контракшен).  Похожее действие на компрессию (сжатие), но компрессия будет в боковых сторонах спины, а контракция  это действие именно в животе и центральной части корпуса. Впрочем, иногда контракцией называют и сжатия живота (контракция живота) и сжатие боков (контракция бока).

Контр Променадная Позиция (КПП)  - Поворот в противоположенную сторону, чем в променадной позиции.

Контра контр променадная позиция (ККПП) - Аналогична закрытой позиции, но партнеры на правой ноге и развернуты на 45 градусов вправо от закрытой позиции.     

Кросс- (встречается в названиях фигур стандарта) переводится как крест и поперечный; пересекающийся; перекрестный, пересекающий.

Крисс кросс - переводится как перекрещивающийся; скрещенный; перекрестный; пересекающийся.

ЛА - Латиноамериканская программа (Латиноамериканские танцы, Латина)

Лассо (в латине) -  Партнер накидывает левую руку на партнершу сверху, когда партнерша поворачивается к нему спиной и  как бы обнимает партнершу.

Латинское закрещивание (в латине) -  позиция, когда в танце одна нога закрещивается позади или перед другой, то достигаемая позиция во всех случаях одинаковая. Также часто называют "латинский кросс" (Для детей называют "латинский крестик").

Лок (лок-степ)– закрещивание при движении вперед или назад одной ноги за другую. Лок - степ в переводе означает закрытый (закрещенный) шаг.        

ЛТ– линия танца.

Молодежь (М) – возрастная категория, танцор должен быть от 16 до 18 лет.

 Музыкальный размер - Количество ударов в каждом такте музыки

Натуральный – в бальных танцах синоним слову правый, т.е. натуральный поворот и правый поворот одно и тоже.

Носковый пивот – поворот танцора на носочке ноги

Нью – Йорк (Чек) (в латине)  - партнеры от положения лицом к друг другу поворачиваются вместе вправо( или влево), выполняют раскрытие и поворачиваются обратно. Чек переводится как внезапная остановка, пауза.

Обратный – в бальных танцах синоним слову левый

Открытая Позиция  (ОП) (в латине) - партнеры  на расстоянии  вытянутой руки. Замок кистей может быть любым или без замка.

Открытый поворот - Поворот, где на третьем шаге одна стопа проносится мимо другой (цитата из методической работы Силантьева .А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Пачка - короткая, пышная, многослойная юбка танцовщицы. Термин балета.

Пивот – 1) фигура: вращение партнеров в паре друг вокруг друга. Пивот стандартный элемент самбы, танго, вальса,  фокстрота и квикстепа. Переводится как вращение, поворот вокруг своей оси. 2) элемент стандарта: Вращение танцора на каблуках (каблучный пивот) и носках (носковый пивот)

Пируэт - полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге

Позиция противодвижения корпуса (ППДК) - В закрытом шассе и других элементах часто идет следующая позиция ноги при движении скрещиваются (одна нога ставится перед другой), но при этом корпус остается неподвижным, корпусы партнеров параллельны друг другу. Далее цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы": Позиция стоп, образованная шагающей ногой на шаге вперед или назад, на или пересекая линию опорной ноги и создавая вид ПДК (СВМ), но без поворота корпуса. ППДК (СВМР) используется почти на всех шагах сбоку партнера,чтобы гарантировать хорошую линию и контакт в паре

ПДК- противодвижение корпуса - Самое простое объяснение ПДК такое: когда мы в жизни ходим при шаге вперед мы для баланса перемещаем руку с противоположенной стороны корпуса так же вперед,а так как в стандарте мы не можем двигать руками, этот эффект достигается, если мы подаем противоположенную от шагающий ноги часть плеча и бедра вперед. Как правило, ПДК испольщуется всегда в начале поворотных и изогнутых фигур.

Позиция - канонизирование положения рук, постановки ног.

Препрасьон – подготовительная часть упражнения в классической хореографии. Термин балета

Прогрессивное движение (встречается в названиях фигур) – в английском языке прогрессивное движение и поступательное точные синонимы. То есть когда, говорят о прогрессивном движении, имеют в виду  поступательное движение и наоборот, в русском эти термины имеют несколько разное значение.

Подъем - это увеличение высоты, создаваемое усилием мускулов ног, выпрямлением коленей и растягиванием верха корпуса, обычно вместе с поднятием каблука (или каблуков) от пола.

Променадная Позиция  (ПП) - 1) (в латине) Получается из закрытой позиции при повороте партнера на 45-90 градусов влево ( партнерши вправо) 2) (в стандарте) Из закрытой позиции партнерша смещается вправо от партнера, корпуса чуть поворачиваются, партнеры смотрят в сторону соединенных рук. Корпуса мужчины и дамы находятся в V-образной позиции.      

Прыжковый джайв - если в джайве фигуры выполняются с прыжками, киками и фликами, то говорят, что они относятся к прыжковому джайву. Как правило, при выступлении чередуются с фигурами свингового   джайва.

Пластика - плавность, изящество движений

Растяжение – действия противоположенное сжатию

Ритм - регулярное чередование акцентированных и не акцентированных ударов, которое создает характер музыки или танца (цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы")

Роуп – спиннинг (в латине) – движение, когда партнер проводит партнершу вокруг себя, положив свою правую руку на нижнюю часть спины партнерши, левая рука партнера держит правую партнерши.

Роки  Движения, состоящие как бы из колебаний, качание вперед –назад, выполняемых как правило за счет переноса веса с одной ноги на другую.  Рок переводится как качение, колебание. Фигуры в самбе: роки назад, открытые роки, закрытые роки.

Самба ход на месте(Стационарный самба ход) - (в Самбе) Поочередное вынос ног назад и собирание их  партнерами зеркально без переноса на них веса. В фигуре широко используется Баунс.

СБТ - спортивные бальные танцы

Свэй - Отклонение корпуса в направлении центра поворота или внутренней стороны изогнутых фигур, которое возникает от лодыжек вверх и служит для улучшения баланса и для эффекта. В некоторых фигурах используется Свэй, который ощущается от талии вверх - его иногда называют - "Ломаный свэй" (Broken Sway). Sway (качание; взмах; качать(ся); управлять; властвовать). (цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Свинг - действие, когда какими-либо частями тела создается замах, который дает энергию для дальнейшего движения, так же как в маятнике. Бывает маятниковый, метрономный, вращательный (сторонами), поперечный (боковой). Далее цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы": "Свинг - свободное движение вокруг неподвижно закрепленной точки. Движение похоже на маятник или качели. На этом принципе основано движение всех танцев европейской программы (за исключением танго), что дало им название - "Свинговые танцы".Объем и характер свинга зависят от исполняемого танца или фигуры. Как правило, начинается в конце такта музыки. Максимальное ускорение возникает в нижней части свинга. Одна из основных причин, приводящих к потере правильного положения корпуса, заключается в неправильном понимании "свинга". Танцор должен осознать, что движение начинается от головы. Это не означает, что голова двигается, выходя из линии тела. Она должна двигаться в координации с корпусом и ногами, и движение начинается с того, что голова двигается в выбранном направлении. Swing (качание, колебание; размах, взмах; качели; ритм; качать(ся); махать, размахивать; колыхать(ся). Идти мерным шагом)".

Свинговый джайв - если в джайве фигуры выполняются за счет движения корпуса, коленей, бедер без прыжков, то говорят, что они относятся к свинговому джайву. Как правило, при выступлении всегда чередуются с фигурами прыжкового  джайва.

Свивл - переводится как шарнир, танцор поворачивается на ступнях (ступне), как на шарнирах.

Сеньоры (С) - возрастная категория, танцор должен быть от 35 лет и старше.

Сжатие (Компрессия) - Может использоваться в любой части тела, но особенно важно между плечом и бедром. В латине используется постоянно. Как правило, если один бок сжимается, другой растягивается.

Скручивание  (Твист) - Когда одно часть тела скручивается относительно другой, как правило, это плечи (корпус) и бедра.  

Слип - (встречается в названиях фигур) переводится как скольжение.

Слоуфокс - медленный фокстрот

Снижение - это понижение опорной стопы с носка на каблук и последующее сгибание коленей в начале следующего шага (цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы")

Спот - повороты (повороты на месте), повороты на трех шагах (в латине) - самостоятельные повороты танцоров вокруг себя без контакта с партнером (партнершей)             

Смена ног (в латине)  - ноги обычно меняют, для того чтобы перейти от фигур выполняемых с одноименных ног к фигурам с разноименных ног или наоборот. Есть несколько способов смены ног.

Спин - (встречается в названиях фигур стандарта) переводится как вращение, то есть, к примеру, спин поворот можно перевести поворот с вращением.

СТ  - Европейская программа (Европейские танцы, Стандарт)

Танцевальный класс - категория, определяющая мастерство танцора в бальных танцах. Есть следующие официальные классы Е,Д,С,В,А,S,M, где Е - начальный класс для возрастных групп юниоры и дети и Д -  начальный класс для возрастных групп молодежь , взрослые и сеньоры.

Танцевальный класс пары - Класс вновь созданной танцевальной пары определяется по классу партнера. Если класс партнёрши выше класса партнёра на два класса и более, то пара может быть допущена до соревнования, проводимого между парами, класс которых на один класс выше, чем класс такого партнёра. Во всех случаях, если пара набирает половину или более очков для перехода в следующий класс, любому из партнеров, чей класс ниже, присваивается более высокий класс второго партнера.

Тайм степ - буквально это слово переводится как такт, однако можно перевести и как "ритмичное шагание", то есть вы не делаете никаких специальных фигур, а просто переступаете в ритм музыки.

Тайминг - счет и длительность шагов

Твист (встречается в названиях фигур)  - переводится как скручивание.

Темп - Это скорость, с которой исполняется музыка (количество тактов в минуту).Чтобы узнать темп исполняемой мелодии нужно сосчитать такты в течение одной минуты, засекая время по секундомеру. (цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы")

 Теневая Позиция  (ТП) (в латине)  - Партнерша (партнер) расположена с правой стороны партнера (партнерши), немного впереди и лицом в ту же сторону.                   

Типпл (типполь) - (встречается в названиях фигур стандарта) переводится, вероятно, как перетекание.

Третья позиция – Позиция ног, при которой ступни плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину. Термин балета.

Файв степ -  переводится как пять шагов

Физическое ведение (в латине) - ведение с помощью усилия руки, находящейся в контакте.

Формирующее ведение (в латине) – ведение, когда мужчина положением рук и корпуса должен дать понять партнерше, какой будет следующая фигура.

Фор степ - переводится как четыре шага

Фриз (Неподвижность) - Остановка движение  всех частей тела. Используется как элемент хореографии.

Хип – твист (в латине) – так как хип переводится как бедро, твист как скручивание, то  хип – твист это скручивание в бедрах. Фигура хип-твист это движение, при котором партнерша поворачивается на 90 градусов от партнера (со  скручиванием в бедрах), и движется мимо него.

Хобби - класс - есть два основных значения 1) означает танцоров - любителей, начавших свои занятия бальными танцами уже взрослыми при этом у них может быть любой танцевальный класс, так же при проведении соревнований вводят возрастную группу хобби-класс, где могут соревноватся начавшие таневать взролыми отдельно от тех кто занимается с детства 2)  танцевальный класс для новичков, см. танцевальный класс.

Ховер - (встречается в названиях фигур стандарта) переводится как реяние, парение. Часть фигуры, где движение корпуса приостановлено, пока стопы остаются почти неподвижно. Обычно "ховер" исполняют хорошо наверху на подушечках стоп.(цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Хореография - первоначально - запись танца, затем - искусство сочинения композиций танца, балета. Сейчас так же под занятием хореографией часто называют тренировку танцорами-бальниками отдельных элементов классического балета

Хэзитэйшен - (встречается в названиях фигур стандарта) переводится  как задержка или колебание. Фигура или часть фигуры, где двигающаяся стопа приставляется без веса, а продвижение приостанавливается ("подвешивается") на один или более ударов музыки (цитата из методической работы СилантьеваС.А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Шанэ - цепных поворот, термин используется в балете для описания последовательности маленьких, быстрых, связанных поворотов, обычно исполняемых сериями. ("техника Классического Балета" Гретчен Уорд Уоррен ). В БТ аналог шанэ - спин - поворот.

Шассе - движение, состоящее из трех шагов, где второй шаг - приставка, а третий может быть исполнен в любом направлении (цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.Основные принципы" )

Шассе поворот - поворот, в котором использовано шассе

Шестая позиция – позиция ног, грубо говоря получается из третьей позиции, если ноги поставить на ширине плеч, а ступни оставить также как в третьей позиции. Термин балета.

Юниоры I  (Ю-1) – возрастная категория, танцор должен быть от 12 до 13 лет . См возрастная категория.

Юниоры I I  (Ю-2) – возрастная категория, танцор должен быть от 14 до 15 лет . См возрастная категория.

Вячеслав Веденин  - www.vedenin.ru